Дороги оказались не готовы к движению большегрузных лесовозов
Пятый месяц около 80 километров асфальтовых дорог и еще 140 километров грунтовок в местах, где прошелся бурелом, испытывают на себе повышенную нагрузку: день и ночь здесь двигаются большегрузные лесовозы с древесиной, которая заготавливается на буреломных делянках Смолевичского и Червенского лесхозов. В итоге дороги оказались разбиты и требуют ремонта. Кто виноват и что делать, попытались разобраться дорожники, представители Смолевичского райисполкома и лесного хозяйства.
На разработке буреломов только в Смолевичском лесхозе ежедневно работают 1,5 тыс. человек и 400 единиц техники. 150 лесовозов постоянно вывозят буреломную древесину с промежуточных складов, примерно треть из них двигается по шестикилометровому участку дороги Р-69, который находится в самом эпицентре последствий июльского урагана.
— Здесь ураганным ветром повалено 1,6 млн кубометров леса. Уже разработано 1,2 млн кубометров, — рассказывает директор Смолевичского лесхоза Иосиф Горощик. — Участок дороги между населенными пунктами Пекалин и Драчково — это эпицентр всех событий, сейчас здесь производится отгрузка заготовленной древесины, а разработка оставшихся объемов ушла вглубь, в сторону Национального аэропорта. До апреля нам предстоит вывезти еще 300 тыс. кубометров древесины, заготовленной на труднодоступных участках.
Дороги в Смолевичском, Червенском и Березинском районах оказались не готовы к таким нагрузкам: если республиканские дороги могут выдержать нагрузку до 9 тонн на ось, то здешние дороги — максимально 6 тонн на ось, а гравийные — и того меньше. Поэтому, когда по ним началось массовое движение большегрузной техники, дороги оказались разбиты. Суммы, которые потребуются на восстановление этих участков, дорожные службы исчисляют в сотнях тысяч деноминированных рублей и винят в неправильной эксплуатации дорог лесоводов. Но ведь нужно учитывать, что в Смолевичском и Червенском районах ведется не плановая заготовка древесины — здесь произошла чрезвычайная ситуация, все силы и технику лесхозы республики бросили сюда, чтобы как можно быстрее разработать и вывезти буреломную древесину. А откладывание вывозки до наступления морозов погубило бы заготовленное сырье.
Конечно, в сложившейся ситуации необходимо искать не виноватых, а совместные пути решения проблемы, ведь качество этих дорог должно находиться в таком состоянии, чтобы по ним могли двигаться автолавки, скорая помощь, школьные автобусы и другой транспорт. В первую очередь возникает вопрос с финансированием восстановления дорог. Для этого по каждому пострадавшему району была создана комиссия с участием представителей лесхозов, представителя комиссии по чрезвычайным ситуациям, обслуживающей организации и председателей райисполкомов, которая оценила состояние дорог.
— Составлены акты обследования, где определены дороги, их протяженность, нанесенный ущерб, — рассказывает начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Андрей Шишов. — Только по Смолевичскому району на восстановление дорог понадобится 1 млн 320 тыс. деноминированных рублей. Но пока здесь остаются объемы невывезенной древесины, проводить работы по восстановлению дорог не имеет смысла: они опять будут разбиты. Стоит вопрос о том, что средства необходимы не только на восстановление, но и на усиление этих дорог, чтобы они смогли выстоять перед нагрузкой. Средств, которые планово выделяются на содержание дорог, недостаточно для таких целей.
По итогам работы комиссии в Совет Министров было направлено письмо за подписью председателя Минской областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Сергея Невмержицкого с описанием сложившейся ситуации и просьбой найти дополнительные средства на ремонт дорог.
К слову, подобная ситуация с дорогами уже происходила в республике, когда при строительстве второй кольцевой дороги движение такой же большегрузной техники проходило по местной сети дорог.
— В деревне Пятилетка Смолевичского района жители перекрыли дорогу из-за того, что по ней двигались тяжелые самосвалы дорожников и та превратилась в грязь, — рассказывает начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович. — Решение нашли быстро: после завершения строительства второй кольцевой дороги покрытие местных дорог было восстановлено. Точно так же и здесь, надеюсь, при поддержке лесхозов нам удастся восстановить эти дороги.
Между тем в отсутствие морозов движение лесовозов по грунтовым дорогам решено не прекращать, потому как древесину необходимо вывозить без промедлений. Для поддержания удовлетворительного состояния этих дорог техника дорожных служб переведена на двухсменный режим.
Как только с указанных участков дорог уйдут последние лесовозы, а это произойдет не раньше апреля, когда планируется закончить разработку труднодоступных участков буреломов, дорожные службы займутся ремонтом пострадавших участков. А пока всем, похоже, придется потерпеть и попытаться понять, что произошла чрезвычайная ситуация, к которой наши дороги, увы, оказались не готовы. Сейчас ситуацию может спасти только возможное наступление крепких морозов, когда размытые и разъезженные дороги подсохнут.
Источник: lesgazeta.by