Cостоялся завершающий этап юниорского лесного конкурса «Квітней, мой лес»

Для этих ребят лес — не просто место, где можно весело отдохнуть. Их волнуют вопросы сохранения лесов и бережного отношения к ним, они интересуются жизнью животных, исследуют растения, учатся бороться с вредителями.

Все свои наблюдения школьники оформили в исследовательских работах, которые представили в минувшие выходные на суд жюри республиканского юниорского лесного конкурса «Квітней, мой лес».

kvitnee1

Глубиной проработки тем и обилием собранного материала участники смогли удивить даже опытных знатоков леса — членов жюри. Ребята перед тем, как приехать в Минск, преодолели областные этапы конкурса, и на республиканском уровне их всех уже можно было считать победителями. Юниорские работы оценивались в трех номинациях. Строгое жюри принимало во внимание каждую мелочь, каждый тезис и его обоснованность в ответе. После выступления ребятам приходилось отстаивать свои идеи, отвечая на вопросы. В общем, все было как на настоящем экзамене в университете, и всех ребят можно было поздравить с его успешной сдачей!

kvitnee2

Устойчивое лесоуправление

В первой номинации участники конкурса рассказывали о лесопатологической эффективности санитарных рубок, доказывали, почему школьная экологическая тропа должна стать природоохранной, какая краснокнижная кустарниковая болотная растительность представлена в соседнем лесничестве и тоже нуждается в охране.

«Получение экологически чистого ингибитора горения на основе древесных опилок, импрегнированных козеином, для профилактики лесных пожаров» — такую не по-детски серьезную тему разработала ученица 9-го класса Старобинской средней школы (Солигорский район) Дарья Залесская.

— Наш ингибитор горения можно использовать для профилактики пожаров в зонах пала травы, отдыха людей — в тех местах, где существует вероятность возгорания, — рассказывает Даша. — В прошлом году у меня была другая работа, тоже по экологии, и мне очень понравилось этим заниматься, но новая тема долго не шла в голову. Сначала вместе с учителем химии пытались создать огнеупорную бумагу. Использовали марганцовку, из-за чего бумага становилась темной, и ничего не вышло. Пока случайно не помог папа. Когда мы с ним были в лесу и разжигали костер, он в шутку сказал: «Смотри лес не спали!». И тут меня осенило — нужно взять тему по профилактике пожаров!

Несколько месяцев Даша и ее научный руководитель — учитель химии Наталья Гринько работали над проектом. Они провели ряд экспериментов в лабораторных и естественных условиях, в результате чего нашли наиболее эффективный и дешевый химический состав — смесь сосновых опилок, обработанных казеиновым клеем, с торфяной золой.

На его основе юный исследователь получила вещество, с помощью которого можно локализовать и даже предотвратить пожар в лесу.

Исследовательский опыт Дарьи получился настолько удачным, что ей представился шанс защищать свою работу в Фениксе, штат Аризона (США)!

— В Америке я представляла нашу страну на международном научно-инженерном конкурсе «Intel International Science Engineering». В нем участвовали 2 тыс. человек из 77 стран. В итоге моя работа получила спецпризы двух американских компаний. Они заинтересовались и хотят применить мою разработку на практике, — рассказывает о своих достижениях Дарья, которая стала победительницей конкурса «Квітней, мой лес» в своей номинации.

В будущем девочка мечтает стать авиадиспетчером или пилотом гражданской авиации.

Аня Купрацевич и Алина Романюк из Житковичей презентовали жюри и ребятам школьную экологическую тропу, которая появилась в их школьном лесничестве в апреле этого года.

— Наша тропа протяженностью 1,5 км дает возможность детям узнать больше о лесе, полюбить его. А мы им в этом помогаем: проводим экскурсии, конкурсы для школьников младших классов. Недавно вместе проводили эксперимент с муравьями: брали муравья из одного муравейника и выпускали его в другой муравейник, таким образом проверяли, узнают ли муравьи своего. Чаще всего насекомые нападали на чужака. Детям такой опыт очень понравился, — рассказали участницы конкурса.

Аня и Алина хотят, чтобы их школьная тропа стала природоохранной, там появились беседки, и каждый желающий смог прийти туда отдохнуть.

Дарья Залесская

Экология лесных растений

Глубиной проработки темы и уверенным выступлением покорила жюри еще одна юная участница конкурса — Полина Адамченко из Быхова.

Девочка узнала о программе развития пчеловодства в организациях Минлесхоза и решила определить нектаропродуктивность участка леса Городецкого лесничества ГЛХУ «Быховский лесхоз». Полина изучала медоносные растения, сроки их цветения, медоносную ценность участка леса в квартале № 37 лесничества и определила нектаропродуктивность исследуемого участка леса. Со своей работой ученица Быховской школы стала первой в номинации.

— Дедушка у меня пчеловод, и мед я люблю с раннего детства. Поэтому, когда услышала об отраслевой программе учреждений Минлесхоза по сбору меда, решила изучить медоносы на территории нашего лесничества, — рассказывает Полина. — Исследования проводила с начала 2015 года по сегодняшний день. Самым интересным было открытие профессий пчел. Ведь каждая пчелка отвечает за свою «отрасль».

В дальнейшем девочка планирует и дальше изучать жизнь пчел, узнать больше об их поведении.

— У пчел есть свои танцы, например брачный. Вообще танец — это язык пчел. Когда пчела-разведчица находит медоносы, обратно она своими телодвижениями показывает другим пчелам, в какую сторону лететь, — делится своими наблюдениями победительница.

А братья из Светлогорска — Илья и Никита Зеньковские — свое исследование посвятили изучению насаждений карельской березы на территории Чирковичского лесничества ГЛХУ «Светлогорский лесхоз».

Ребята проанализировали ход роста березы карельской, ее адаптацию к природно-климатическим условиям Светлогорского района, а также доказали значимость этой разновидности белоствольной.

— В проведении исследований помогло лесничество. Лесники дали нам высотометры и мерные вилки, научили правильно ими пользоваться. Мы всегда знали, что береза карельская встречается у нас чаще, чем в Карелии, — рассказали братья.

Экология лесных растений

Экология лесных животных

Специфику поведения рыжих лесных муравьев при взаимодействии с другими насекомыми изучала ученица Жеребковичской средней школы Ольга Войтуль. В результате наблюдений за передвижением и поведением муравьев девочка установила, что живут они в больших муравейниках, а передвигаются по тропам, которые идут от муравейника на расстоянии 10—20 метров. Общаются муравьи друг с другом с помощью прикосновений усиков.

— Муравьи с низким уровнем агрессии, способные избегать опасности, становятся сборщиками пади. Агрессивные особи, не избегающие врагов, специализируются как «охотники» и «охранники», — рассказала Ольга.

На этом исследовании победительница в номинации «Экология лесных животных» не собирается останавливаться. Оля планирует в будущем продолжить изучение видового состава фауны и флоры наших лесов, организовать работу по охране редких и исчезающих растений и дальше принимать участие в конкурсах.

Кроме исследовательских работ, в этом году в республиканском конкурсе представлены были также и рисунки школьников. В итоге дипломы завоевали: работа Валерии Максимовой из Орши — «Посадка леса» и Даниила Масиневича из Копыля — «Будущее нашего леса».

За проявленный интерес к проблемам леса ребят поблагодарил заместитель министра лесного хозяйства Беларуси Александр Корбут. Некоторые работы, по его словам, уже сейчас можно защищать как дипломные. «Надеюсь, что этот конкурс станет началом вашего пути в лесную отрасль. Мы будем вас здесь ждать. Думаю, ваши старты в будущей профессии будут такими же успешными, как и участие в конкурсе «Квітней, мой лес». Надеемся увидеть вас здесь и в следующем году».

Будущее нашего леса

Декан лесохозяйственного факультета БГТУ Олег Морозов с радостью отметил, что уровень подготовки ребят за год очень вырос.

— Польза этого конкурса неоспорима. Уровень подготовки в этом году как научный, так и практический стал на порядок выше. Радует также обширная география участников. Понравилось то, что в докладах звучали самые разные темы. Я, как декан, вижу, что есть у нас достойная смена. Эти дети, надеюсь, в свое время вольются в ряды наших студентов, и это будут сильные студенты. Есть те, кто уже определился и настойчиво идет к своей цели, — отметил декан.

Не раз в выступлениях ребят звучала благодарность работникам местных лесничеств, с которыми конкурсанты сотрудничали во время своих исследований. Они давали ребятам ценные советы, помогали выбрать объекты исследования, знакомили их с работой лесоводов.

В общем, это была отличная практическая подготовка, возможно, и к будущей профессии в лесной отрасли.

Большинство из ребят являются членами школьных лесничеств, а это значит, что польза от такой организации досуга школьников есть: проводимая с детьми работа помогает им определиться с будущим любимым делом, развивать свои исследовательские навыки, отвлекаться от порой скучного учебного процесса на что-то новое, интересное и динамичное.

Независимо от итогов конкурса «Квітней, мой лес» каждый его участник получил ценные призы — электронные книги. Победители же увезли домой планшеты и ноутбуки. Не обошлось и без лакомств, ведь, несмотря на серьезность поднятых тем и высокий научный уровень подготовки, все участники конкурса все-таки дети. Один из спонсоров конкурса угостил всех вкуснейшим мороженым «Антошка».

Квітней, мой лес

Источник: lesgazeta.by